
Сегодня на заседании правительства страны будет рассмотрен вопрос «О комплексе мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон». Об этом сообщила правительственная пресс-служба.
Президент страны поручил разработать комплекс мер по развитию российских морских портов к ноябрю 2007 года.
В настоящее время Минтрансом организована разработка инвестиционных программ развития российских портов. Средства федерального бюджета в приоритетном порядке предлагается направить на ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перевалки экспортно-импортных грузов и компенсировать указанные выше природно-климатические недостатки российских портов. С этой целью в новой ФЦП предлагается определить несколько категорий портов с учетом возможности повышения их конкурентоспособности, специализации, целесообразности и возможности дальнейшего развития.
В первую категорию входят порты, обеспечивающие основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, способные на равных конкурировать с портами сопредельных стран. Строительство объектов прибрежно-портовой инфраструктуры в этих портах должно осуществляться преимущественно за счет государственных средств.
Вторую категорию составляют порты, имеющие ограничения по развитию, но значимые для внешнеторговых и транзитных перевозок. Использование государственных средств в этих портах должно ограничиваться объектами, обеспечивающими выполнение государственных задач и обязательств.
Третья категория - это порты, обеспечивающие завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. За счет государственных средств должна быть произведена их реконструкция.
В остальных портах, имеющих региональное значение, куда вошел порт Нарьян-Мара. За счет государственных средств должен обеспечиваться государственный портовый контроль и, при необходимости, функционирование пунктов пропуска через государственную границу.
Существенным фактором повышения конкурентоспособности российских морских портов является создание в них портовых особых экономических зон. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры и реализацию логистических принципов организации доставки грузов. Налоговые льготы, применяемые в портовых особых зонах, будут способствовать повышению конкурентоспособности российских портов.
К формированию портовых особых экономических зон в практическом плане можно будет приступать после внесения соответствующих изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".