Собрание депутатов Ненецкого автономного округа обратилось к Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросу исполнения государственных полномочий органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа.
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа обращается к Вам с просьбой взять на контроль процесс организации руководством Архангельской области исполнения на территории округа государственных полномочий, указанных в п. 2, 3 статьи 26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В настоящее время указанные полномочия исполняются органами государственной власти Ненецкого автономного округа самостоятельно.
В целях урегулирования вопросов, связанных с осуществлением данных полномочий на территории округа в 2008-2010 годах, с марта 2007 года было проведено несколько рабочих заседаний с участием представителей законодательной и исполнительной власти обоих субъектов Российской Федерации, на которых была выработана общая позиция о необходимости заключения договора, предусматривающего исполнение соответствующих полномочий органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, 2 октября 2007 года глава администрации Архангельской области неожиданно заявил о намерении с 1 января 2008 года самостоятельно исполнять весь объем указанных полномочий на территории Ненецкого автономного округа с зачислением в областной бюджет всех собираемых в округе федеральных налогов и сборов.
Одновременно глава администрации Архангельской области внес на рассмотрение областного Собрания депутатов проект закона Архангельской области «Об областном бюджете на 2008 год», статьей 12 которого предусмотрено, что исполнение государственных полномочий на территории округа должно осуществляться исходя из принятых органами государственной власти округа расходных обязательств только по состоянию на 1 сентября 2007 года.
В то же время, в проекте областного бюджета не предусмотрено финансирование ни одной окружной целевой программы, сокращены размеры межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, значительно урезано сметное финансирование бюджетных учреждений. Общий объем неучтенных расходов составил более 2,8 миллиардов рублей.
Кроме того, для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти Архангельской области необходимо самостоятельно сформировать имущественный комплекс на территории Ненецкого автономного округа, что потребует значительного увеличения расходов областного бюджета. При этом действующее законодательство не предусматривает правового механизма передачи имущественного комплекса от одного субъекта Российской Федерации другому. Согласно статье 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться только имущество, необходимое для осуществления полномочий в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах с 1 января 2008 года органы государственной власти Ненецкого автономного округа будут обязаны принять решение о ликвидации ряда учреждений.
Органами государственной власти Архангельской области не принята нормативная правовая база, устанавливающая расходные обязательства для исполнения полномочий в округе, отсутствуют решения о создании на территории округа областных специализированных медицинских учреждений, областных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования, областных учреждений социального обслуживания населения, а также управленческого аппарата, что свидетельствует о неготовности исполнения данных полномочий органами власти Архангельской области и может привести к следующим негативным последствиям:
- массовому увольнению работников учреждений округа (более 10% трудоспособного населения округа);
- прекращению деятельности специализированных медицинских учреждений, а также оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
- приостановлению образовательного процесса в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- ликвидации учреждений социального обслуживания ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот и безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и малоимущих граждан;
- прекращению строительства почти 100 социально значимых объектов (школ, больниц, жилых домов и др.);
- прекращению социальных выплат отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям.
Наступление указанных последствий вызовет большой общественный резонанс, приведет к массовому нарушению прав граждан и резкому ухудшению социально-экономической обстановки в Ненецком автономном округе.
Приложение
к постановлению Собрания депутатов
Ненецкого автономного округа
от 30 октября 2007 г. № 365-сд