Такой процесс характерен для школ, где обучаются дети, родители которых ведут кочевой образ жизни.
В числе 11% – в основном мальчики, родители которых постоянно проживают в тундре и забирают своих детей для работы в качестве пастухов.
Те же, кто заканчивает школу, выбирают в основном профессии, связанные с сельским хозяйством, педагогикой, медициной – 91% выпускников и только 5% предпочитают профессии, связанные с техникой. Это подтверждает, в частности, национальный состав образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся на территории г. Нарьян-Мара. Если в Ненецком аграрно-экономическом техникуме, Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже, Нарьян-Марском филиале Поморского государственного университета, где в основном реализуются специальности педагогической и сельскохозяйственной направленности, обучается 13% коренной (ненецкой) национальности, то в Профессиональном училище №24 и Нарьян-Марском филиале Архангельского государственного технического университета, где подготовка идет по техническим специальностям – всего 9%.
Уровень притязаний выпускников коренной национальности в сравнении с основной массой выпускников средних школ округа в отношении получения высшего образования различается, если в среднем в высшие учебные заведения поступают в среднем 53% выпускников, то среди лиц коренной национальности эта цифра составляет 16%. Предпочтение отдается среднему специальному образованию – соответственно, 35 и 56%. Вместе с тем, надо отметить, что это – общие цифры, характеризующие состояние выбора выпускников сельской школы в целом, вне зависимости от национальности. Объясняется это не столько недостаточной подготовкой для поступления в ВУЗ, сколько недостаточным уровнем финансовой обеспеченности сельских родителей по сравнению с городскими и, соответственно, возможностью обеспечить достаточный уровень содержания детей-студентов вдали от дома.
В числе наиболее востребованных вузов выпускники сельских школ, в том числе и национальных, выбирают Нарьян-Марские и Архангельские вузы; а среди столичных – Институт народов Севера Российского государственного университета имени Герцена, Полярную Академию и Институт технологий традиционных промыслов.