Ученые нашли «кнопку перезапуска» биологических часов
Специалисты обнаружили «кнопку сброса» биологических часов

Международная группа ученых смогла расшифровать молекулярный механизм, благодаря которому биологические часы человека подстраиваются под естественную смену дня и ночи. Данное открытие имеет потенциал в лечении целого ряда заболеваний, в частности, расстройств сна, а также поведенческих, когнитивных и метаболических нарушений, которые обычно связаны с биоритмами и сменной работой, и психоневрологических расстройств, таких как депрессия и аутизм.

Проводя эксперименты на лабораторных мышах, исследователи пришли к выводу, что солнечный свет запускает в супрахиазматическом ядре гипоталамуса (области головного мозга, являющейся главным генератором циркадных ритмов у млекопитающих) одну из важнейших биохимических реакций — процесс фосфорилирования белка. Благодаря работе этого молекулярного механизма и происходит подстройка внутренних циркадных ритмов под суточный цикл окружающей среды. В действительности, свет стимулирует синтез специфических белков, называемых переодическими белками.

Мышей помещали в клетки, оборудованные беговым колесом. В результате часы мутантов заработали менее продуктивно, чем у нормальных мышей, после того как были «перезапущены» при помощи света.

«Пока мы не можем сказать, когда наши находки будут использованы в клинических испытаниях, однако наше исследование открывает новые возможности воздействия на циркадные ритмы», — отмечает автор исследования Жуйфэн Цао. Его количество увеличивается, что приводит к смене внутренних часов. Данное исследование демонстрирует важность биологических часов и циркадных ритмов для нашего благосостояния.